Регионы

«Когда играли на открытом воздухе, шайбы рассыпались на мелкие кусочки». Мы увидели хоккей на Чукотке

Sports.ru Текст: Дмитрий Крюков
25 декабря 2020, 15:00

Дмитрий Крюков - автор блога «Периферия» на портале Sports.ru. В самом популярном блоге о любительском региональном хоккее он рассказал о старте сезона из самого северо-восточного региона России - Чукотского автономного округа.

 

- А где у вас еще играют? - Спрашиваю на скамейке «Динамо» из Анадыря в паузе матча. - В Билибино же была команда вроде…

- Да-а, в Билибино играют! - подтверждают мне. - Да вот же глава Билибинского района, судит сегодня.

Я даже перепросил - думал, после почти девятичасового перелёта мне это приснилось. Глава неблизкого района между делом судит хоккейный матч совсем в другом районе. Не совсем то, к чему мы привыкли.

- А что, Вы правда глава? - спрашиваю после матча.

- Ага, - улыбается. -  В командировке тут, почему бы в выходной не покататься.

На Чукотку я хотел давно.

Не могу точно сказать, что знают про Чукотку обычные люди , которые там не жили и не служили. Для меня же Чукотка была связана с двумя вещами. Во-первых, с вдохновенными рассказами директора музея Кочевых культур в Москве Константина Куксина, большого фаната Чукотки и её реалий. Во-вторых, с произведениями Олега Куваева. Строго говоря, к Анадырю, в который я прибыл, почти все его тексты никакого отношения не имеют. Если брать знаменитый роман «Территория», то «Посёлок» в нём - это Певек, а «Город» - Магадан. Действительно, исторически сложилось и сейчас еще частично имеет место тот факт, что из ряда районных центров Чукотки проще попасть в Магадан, чем в столицу региона - Анадырь. Тем не менее, Чукотку Олег Куваев воспел так, что хотелось туда попасть в любом случае.

Всё остальное - Роман Абрамович, анекдоты про чукчей (местные называют себя луораветлан - «настоящие люди»), «Спартак-Чукотка», копальхен и т.д. были лишь дополнениями к основной картине.

Я пытался попасть в Чукотку дважды. Первый раз, когда мы с друзьями готовили большую экспедицию на Аляску, кого-то осенило, что существует авиакомпания Bering Air, которая выполняет чартерные рейсы между Номом на Аляске и Анадырем. И если есть места (а они есть почти всегда), за 500 долларов можно купить билет кому угодно. Мы стали готовиться именно к такому маршруту, но случилось очередное обострение российско-американских отношений, кто-то кому-то что-то не то сказал, и в итоге на краю земли чартер отменили. Пришлось срочно искать билеты через Европу.

Второй раз я услышал, что почти подряд планируются чемпионат Чукотки по хоккею с участием команд из разных районов (а это нетривиально, учитывая почти полное отсутствие дорог) и суперсерия Чукотка - Канада с визитом канадских команд. Дело было в апреле, билет из Москвы в Анадырь стоил сказочных денег, и я написал Юрию Дудю, тогда главному редактору, с предложением как-то вложиться в появление потенциального суперматериала. Юрий подумал и предложил оплатить половину. Даже учитывая его любезное предложение, затраты казались космическими, и мои непростые размышления на этот счёт прервало какое-то рабочее мероприятие, которое никак нельзя было проигнорировать.

Попал я в итоге на Чукотку существенно менее пафосно. Авиаторы внезапно устроили распродажу, предлагая билет туда и обратно за 15 тысяч рублей (обычно в одну сторону существенно дороже). Билеты я взял. Но бесплатный сыр (даже по 15 тысяч) бывает только в мышеловке, поэтому имелось два нюанса. Во-первых, в декабре в Анадыре не так много развлечений; а во-вторых, аэропорт Анадыря находится от города на другом берегу залива, лед еще не встал, поэтому переправляться нужно было на вертолете или глиссере за отдельные деньги.

С первым справились благодаря любезной помощи Ночной хоккейной лиги. Надо отдать должное коллегам: они быстро сориентировались и уговорили чукотские команды начать сезон 12 декабря, во время моего визита, а не позже, как планировалось.

Во втором аспекте тоже не обошлось при помощи хороших людей. Но кроме этого, мне на руку сыграла поломка багажного транспортера в аэропорту. После предыдущего московского рейса, как рассказывали, образовалась огромная очередь и всех вывезли только к 22 часам. В этот же раз большая часть пассажиров ждала багажа, у меня же багажа не было, поэтому я оказался в начале очереди сам собой.

При посадке на экзотический вертолет пытаюсь сфотографировать его:

- Фотографировать в Анадыре будешь! - говорит сотрудник аэропорта.

Когда-таки оказываешься в Анадыре, первое впечатление - какое же все маленькое! Маленькие расстояния, маленькие магазины, даже музей, вопреки ожиданиям (помня гигантские музеи в сравнимых по размеру Нарьян-Маре и Дудинке), маленький. Знакомые посоветовали пообедать в кафе гостиницы «Анадырь». Я представлял себе это как что-то такое национальное с сырой рыбой и модными официантами, а по факту это оказалось уютное семейное кафе на несколько столов. И так во всем.

Большой только супермаркет «Новомариинский», который всегда готов предложить несколько мощных кадров для соцсетей туристов.

 Ледовый дворец тоже маленький. На вид совершенно неказистый, а сделан как-то удобно и надежно.

- Канадцы построили его буквально за два месяца в начале правления Романа Абрамовича, - говорит Вадим Труфанов, один из организаторов местного хоккея. - Я так понимаю, это типичный школьный проект, который у них в каждой школе и который они строят с закрытыми глазами и надежно.

- В Билибино гораздо более модный дворец, - смеется глава администрации и судья в одном лице Евгений Зиновьевич Сафонов, - Благодаря одному из местных меценатов. Правда, лед там не искусственный, поэтому к  апрелю все тает.

- В целом почти во всех районах есть крытые катки, кроме разве что чукотского (райцентр Лаврентия), - подтверждает Вадим. - Даже в авиагородке маленький лед построили в каком-то заброшенном ангаре.

Столь любимый мной хоккей на открытом воздухе в Анадыре искать бесполезно - слишком ветрено. А вот в Билибино долго играли именно так.

- Да, играли, - Евгений Сафонов хорошо это помнит. - Но у нас там континентальный климат, до минус 50 бывает зимой. Шайбы рассыпались на мелкие кусочки. Мы уж пока до -20 не потеплеет, последние годы не выходили.

- Мы когда к ним приезжали, они нас учили, как к обстоятельствам приспосабливаться. Шерстяные носки, всякое дополнительное утепление… - вспоминает Вадим Труфанов. - Впрочем, помню, что в Певеке тоже была открытая коробка, а у них там ветрище, южак. Так что энтузиазм чукотских хоккеистов не стоит недооценивать.

Действительно, даже парень, который подвозил меня от вертолетной площадки, внезапно знал все местные команды, хотя к хоккею он не имел отношения. Впрочем, когда чукотские любители впервые выехали «на материк», их там прилично погромили.

- В этот момент мы задумались, что несколько переоценили свой уровень подготовки, - рассказывает Вадим Труфанов. - Договорились со спорткомитетом и сделали ставку тренера. Это действительно многое нам дало. Сначала был первый тренер - из Твери - три года у нас работал, многим важным вещам научил. Казалось бы, мелочи, а на самом деле нет. Сейчас другой тренер, тоже отличный.

Тренер  Артем Филиппов с юными хоккеистами Чукотки был на сборах в Сочи, и поговорить мне с ним не удалось. Но результаты действительно есть. На стенде во дворце стоит кубок, врученный команде «Динамо-Анадырь» за победу в Кубке Губернатора Магаданской области. А там много команд, и это приличный успех.

Канадцев тоже иногда обыгрывают, хотя канадцы все время привозят разный состав - от ветеранов НХЛ до любителей из ближних городков. Впрочем, последние два года канадцы не приезжают - сначала разыгралась пурга, гости неделю не могли вылететь, и в итоге турнир пришлось отменить. А сейчас - пандемия. Но все же Чукотка - практически единственный регион, где чтят традиции суперсерий не только на словах.

Фото Виталия Бондаренко

В этом плане очень кстати оказалась упомянутая Ночная хоккейная лига - дала анадырцам турнирный смысл в ожидании прилета команд из других районов и заморских гостей. В матче открытия, сдвинутом на несколько дней отчасти ради меня, встречаются флагман «Динамо-Анадырь» и команда «Полярная Звезда». В отличие от суперсерии с канадцами, на трибунах пустовато, но все же пандемия, понятно.

Начинают все резво и носятся из конца в конец площадки, но видно, что у «Динамо» класс заметно выше. «Ну, где-то на 8:1 игра, когда те устанут», - делаю ставку я, но «Звезда» устает еще до конца первого периода, и счет 4:0 кажется удачным для них - могло быть и больше.

За «Звезду» гоняет единственный представитель местного коренного населения Степан Александрович Тымненков. Если вам кажется, что это мало, то вы не правы - это успех. Дело в том, что коренные народы севера и северо-востока России не очень воспринимают коньки и игры на них. Поэтому Степан Александрович - первопроходец и пилигрим. Три года назад в возрасте уже за 40 он решил, что хочет играть в хоккей и начал играть в хоккей.

- Для меня в детстве это было что-то волшебное и далекое, - говорит Степан. - Харламов, Петров, Михайлов; потом Ларионов, Фетисов, Крутов. И только много лет спустя понял, что я могу и сам попробовать научиться.

Конечно, большинство хоккеистов, особенно динамовских, сильнее, но и у Степана есть шансы. После одного из них партнер по команде говорит ему эмоционально:

- Ну как ты, Степа, не попал-то? Как не попал?!

Степан виновато улыбается, но он еще попадет. Помимо хоккея, он в паре с Викторией Гомозовой уже успел занять третье место в местном ледовом шоу, исполнив композицию на коньках на базе луораветланских танцев.

Во втором периоде «Полярная Звезда» внезапно собирается и заканчивает его вничью - 2:2. Увы, в третьем периоде ряды «Звезды» редеют (кому-то надо на работу), поэтому сопротивление подавлено практически окончательно - 14:4.

НХЛ (которую Национальную) в Анадыре тоже не посмотришь - хоть часовой пояс вполне подходящий, но интернет спутниковый, т.е. его почти нет. В упомянутом кафе гостиницы «Анадырь» смотрят передачу про Коста-Рику, и хоть Америка совсем недалеко, все это выглядит немного сюрреалистично.

Пью чай. Вдруг звонит Денис Сластин, голкипер и организатор хоккея в Улан-Удэ. Его родственник играл сегодня за «Динамо» и прислал Денису нашу совместную фотографию.

- А ты сам-то тут был? - спрашиваю я.

- Конечно, я тут служил! И сестра моя тут служит, - отвечает Денис, - и отец мой тут служил. Так что Чукотка - это у нас почему-то семейное. Чем-то она завлекает, знаешь.

И хоть служить на Чукотке выгодно - двойной оклад и возможность дослужиться до пенсии лет за 15, зная Дениса, почти уверен, что дело не только в этом.

- Пожалуй ты прав, Дэн… - ответил я. - Наверное, ты прав.

 

Загружаю данные...